Школа-интернат № 71

Тел.: +7 (831) 225-02-93
Нижний Новгород
Сормовский район
ул. Культуры, д. 91

АДАПТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ В данном разделе Вы можете ознакомиться с адаптированными основными рабочими программами для детей с нарушением интеллекта ГКОУ "Школа-интернат № 71"

 Учебный план на 2020-2021 учебный год

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

Класс

Предмет

Аннотация 

  1 - 4 классы

Обязательная часть (1 вариант)

  Русский язык  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык»
разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599 от
19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Аксенова А.К. Обучение грамоте. – М.:
Просвещение, 2016; Якубовская Е.В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адпт. основные общеобразоват.
программы /Э.В. Якубовская – М.: Просвещение, 2017) и представляет собой образовательную
программу, адаптированную для этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цель и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к
жизни в современном обществе посредством формирования навыков грамотного письма.
  Чтение  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение» разработана в
строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599 от
19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Ильина С.Ю., Богданова А.А., Головкина Т.М.
Чтение. Методические рекомендации. 2-4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адпт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2017) и представляет
собой образовательную программу, адаптированную для этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1.Цель и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особыхобразовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе посредством формирования элементарных
представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний и навыков
осознанного чтения доступных для понимания текстов с последующим пересказом и умений
составлять связный рассказ на основе собственной оценки текста.
  Речевая практика  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»
разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Комарова С.В. Речевая практика.
Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение,
2016) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цель и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе посредством формирования навыков речевой
коммуникации как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с
окружающими людьми в различных ситуациях.
  Математика   Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Математика»
(предметная область «Математика») разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Алышева Т.В. Математика. Методические
рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. Программы. - М.: Просвещение, 2017) и представляет собой
образовательную программу, адаптированную для этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе посредством формирования доступных
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических
знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени в
различных видах практической и трудовой деятельности).
  Мир природы и человека  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Мир природы и
человека» разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599 от
19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Н. Б. Матвеева Мир природы и человека. – М.:
Просвещение, 2016) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к
жизни в современном обществе посредством формирование первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
  Изобразительное искусство  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Изобразительное
искусство» разработана в строгом соответствии с
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
Представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цель и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе посредством приобщения к искусству как
духовному опыту поколений, овладения способами художественной деятельности, навыками
коммуникации как способности использовать вербальные и невербальные (продуктивные,
изобразительные, графические) средства для общения с окружающими людьми в различных
ситуациях.
  Музыка  Адаптивная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Музыка» разработана в
строгом соответствии с:
1. ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599 от19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптивной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ « Школа-интернат №71»
3. Учебным планом государственного казенного образовательного учреждения «Школаинтернат № 71»
Представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи предмета
Цель: создание условий для овладение детьми музыкальной культурой, развитие
музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые
для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование,
точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности,
исполнительские навыки.
  Физическа культура  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Физическая культура»
(предметная область «Физическая культура») разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
Представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи предмета
Цель:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе посредством физического развития и
двигательной деятельности как необходимых основ здорового образа жизни.
  Ручной труд  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Ручной труд»
разработана в строгом соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
На основании методических рекомендаций (Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд.
Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. - М.: Просвещение,
2016.) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи предмета
Цель:
Создать условия для всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его
изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.

 1 - 4 классы

Коррекционно-развивающая область (1 вариант)

  Ритмика  Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий «Ритмика» составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного стандарта общего образования».
4. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.
В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.:
«Просвещение», 2013 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у
детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций.
  Логопедические занятия  Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-4 классах – 3
часа в неделю
Развитие речи обучающихся специальной (коррекционной) школы
VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства
умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный
темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным
нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Особенности речевого развития – один из основных признаков расстройства у обучающихся. При этом проявление речевых нарушений
очень многообразны по характеру и динамике. Как правило, это могут
быть:
- мутизм (отсутствие речи);
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто
отсроченные, воспроизводимые спустя некоторое время;
- отсутствие в речи обращений, несостоятельность в диалоге;
- трудности понимания вербальной информации;
- автономность речи;
- неправильное употребление личных местоимений;
- нарушение семантики, неологизмы;
- нарушение грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение просодических компонентов речи;
- прочее.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на
фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является разработка последовательной
поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются
стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до
старших классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта
  ЛФК  Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Лечебная физическая
культура» разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ Минобр №1599
от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
3. Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат №71»
Представляет собой образовательную программу, адаптированную для этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для укрепления соматического здоровья учащихся,
профилактика и коррекция нарушений, вызванных вторичными отклонениями в состоянии систем
и органов ОДА, др. заболеваниями.
  Развитие психомоторики и сенсорных процессов  Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов разработана в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 19.12.2014 года №1599, приказом Министерства образования и науки
РФ от 19.12.2014 года №1598 и на основании авторской программы курса коррекционных
занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( авт.: Э.Я Удалова, Л.А
Метиева – Коррекционная педагогика, «Развитие сенсорной сферы детей», 2015 г) , программы
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов», НИРО.
Теоретической основой программы являются концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о
структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации
психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в
процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых
использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной
психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания
ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать
правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации
его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых
следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в
речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

  1 - 5 классы

Внеурочная деятельность(1 вариант)

 

 Духовно-нравственное направление.

Программа "Мы - дети России"

 Главное в программе «Мы-граждане России»- системный подход к формированию
гражданской позиции обучающегося, создание условий для формирования социальных
компетенций. При этом важно оптимально использовать потенциал учащихся с
умственной отсталостью , с учетом зоны ближайшего развития.
Цель: формирование духовно-нравственной личности в интересах Отчизны;
личности, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции родного края.
Задачи: 1. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью
представлений о культуре народа через познание культурных традиций.
2. Формирование законопослушного поведения обучающихся через изучение
законодательства.
3. Развитие гражданственности и чувства патриотизма через понимание роли
родного государства в мировой истории .
 

 Спортивно-оздоровительное направление

Программа "Школа здоровья"

 Программа учитывает особенности познавательной деятельности с ограниченными
возможностями здоровья (с умственной отсталостью). Она направлена на разностороннее
развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает
физическое воспитание.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья » включает в себя знания, установки, личностные
ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. В
программе содержится материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим для их успешной
социальной адаптации. Подбор теоритических занятий на соответствующую тематику,
подвижные игры и практические задания способствуют формированию жизненных
компетенций воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной
отсталостью). Программа включает в себя, как теоретическую часть – изучение полезных
и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр и
практических занятий.
 

 Общекультурное направление

Программа ""Уроки добра"

 Программа рассчитана на 5 лет. Сроки определяются календарным годом .
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению « Уроки добра»
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю для обучающихся по 1 варианту учебного плана.
С целью создания непрерывного коррекционного воздействия на процесс развития
личности ребенка , обучающегося по 2 варианту, в программе предусмотрено два часа в
неделю (в 1 «Д», в 4 «В», в 5 «В»).
Один час отводится на теоритическую подготовку и один час на практическое занятие.
Программа адресована учащимся 1- 5 классов.
1-х классы -33 часа в год , 2-5-х классы- 34 часа в год, обучающихся по 1 варианту
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван
помочь детям с умственной отсталостью в усвоении норм человеческих отношений.
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к
социуму.
 

 Социальное направление 

Программа "Семейный навигатор"

 Программа основана на постепенном и последовательном формировании у
воспитанников представлений обо всех сторонах семейной жизни.
Программа рассчитана на 5 лет. Сроки определяются календарным годом. Занятия
проводятся в 1-5-х классах 1 раз в неделю, всего 36 часов в год для каждого класса.
Темы занятий варьируются в зависимости от возраста обучающихся и степени
сложности материала.
Программа включает в себя 5 блоков:
1 блок - «Семья и ее значение»;
2 блок - «Семья и закон»;
3 блок - «Конфликты в семье и способы их разрешения»;
4 блок - «Здоровье семьи»;
5 блок - «Домашний труд в семье».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые
реализуются в течение всего периода реализации программы. Программа циклична,
учащийся осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в
более старшем – более основательно.
     

  5 класс

 Обязательная часть (1 вариант)

   Русский язык  
  Чтение  
  Математика  
  Природоведение  
  Основы социальной жизни  
  Изобразительное искусство  
  Музыка  
  Физическая культура  
  Профильный труд  

 5 класс

Коррекционно-развивающая область (1 вариант)

  Ритмика  Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном
учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями обусловлено необходимостью осуществления коррекции
недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей
средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию умственно отсталых школьников, исправлению
недостатков физического развитиях, общей и речевой моторики, эмоциональноволевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия,
дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Цель:
 осуществление коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности.
 использование занятий по ритмике в качестве важнейшего средства
воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
на формирование личности обучающегося, воспитание у него
положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности,
воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
  Логопедические занятия  Развитие речи обучающихся специальной (коррекционной) школы
с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства
умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный
темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным
нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Особенности речевого развития – один из основных признаков расстройства у обучающихся. При этом проявление речевых нарушений
очень многообразны по характеру и динамике. Как правило, это могут
быть:
- мутизм (отсутствие речи);
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто
отсроченные, воспроизводимые спустя некоторое время;
- отсутствие в речи обращений, несостоятельность в диалоге;
- трудности понимания вербальной информации;
- автономность речи;
- неправильное употребление личных местоимений;
- нарушение семантики, неологизмы;
- нарушение грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение просодических компонентов речи;
- прочее.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на
фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является разработка последовательной
поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются
стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до
старших классов специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями
  ЛФК

 Цель программы: создание условий для укрепления соматического здоровья учащихся, профилактика и коррекция нарушений, вызванных вторичными отклонениями в состоянии систем и органов ОДА, др. заболеваниями.

Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью
коррекционно-развивающей области, направленной на выявление особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обусловленными недостатками в их психическом и физическом развитии, осуществление
индивидуально-ориентированной помощи с учетом обозначенных недостатков и индивидуальных
возможностей.
С другой стороны, занятия по лечебной физкультуре являются компонентом системы
физического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Методика лечебной физкультуры вне зависимости от заболевания ребенка
содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды
двигательной активности, специальные упражнения, что в большей степени носит
профилактический характер и оказывает положительный эффект на здоровье обучающегося,
которое является фундаментом для освоения АООП.

  Развитие психомоторики и сенсорных процессов  Целями программы являются:
 расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся через развитие
психомоторики и сенсорных процессов;
 подготовка обучающихся к усвоению учебного материала.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
 формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
 формирование пространственно-временных ориентировок;
 развитие слухоголосовых координаций;
 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
 исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
 формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Данный курс предлагается для обучающихся 5-х классов , обучающихся по первому варианту и
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

 

 

 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант

 

 

Класс

Предмет

Аннотация 

  1 - 5 классы

Обязательная часть (2 вариант)

  Речь и альтернативная коммуникация  
  Математические представления  
  Окружающий природный мир  
  Человек  
  Окружающий социальный мир  
  Домоводство  
  Изобразительная деятельность  
  Музыка и движение  
  Адаптивная  физкультура  
  Ритмика  
  Ручной труд  
  Общение  

 1 - 5 классы

Коррекционные курсы (2 вариант)

  Сенсорное развитие  Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть
формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно –
развивающую область учебного плана образовательного учреждения и
обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-
3
педагогической помощи обучающимся с ТМНР, которая рассматривается
как система развивающих, коррекционных и реабилитационных
технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий
для раскрытия потенциальных возможностей развития личности
обучающихся и расширения границ их взаимодействия сокружающейсредой.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих
отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать
идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе,
степень тяжести их нарушения, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на
преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и
навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной
адаптации в обществе и интеграции их в него.
  Предметно-практические действия  Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в
образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2 примерной
основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе
образования детей с ОВЗ. Программа занятий предусматривает работу в 4
классе.На его изучение курса отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные
недели.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации (абилитации) инвалида.
При реализации программы предусмотрены задания для работы
педагога вместе с детьми. Это упражнения на улучшение мозговой
активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость,
кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и
игровой деятельности.
  Двигательное развитие  Специальные занятия по двигательному развитию являются неотъемлемой частью системы
мероприятий по физическому развитию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Методика двигательного развития вне зависимости от клинических особенностей
основного (основных) нарушений (заболеваний) ребенка содержит примерные комплексы
оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности,
специальные упражнения, что в большей степени носит профилактический характер и оказывает
положительный эффект на здоровье обучающегося, которое является фундаментом для освоения
АООП и необходимых двигательных умений для решения повседневных задач.
Срок реализации данной программы – 5 лет (1-5 классы).
  Альтернативная коммуникация  Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что даёт
возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности
обучающихся. Особенностью программы по альтернативной коммуникации
является своеобразие содержания изучаемого материала, а так же его
распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным
разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению
изучаемого предмета.
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность
перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит
повышение уровня обученности, а овладение материалом постоянно
используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки

  1 - 5 классы

Внеурочная деятельность (2 вариант)

 

 Духовно-нравственное направление.

Программа "Мы - граждане  России"

  Программа «Мы - граждане России» реализуется в 1 - 5 классах коррекционной школы.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию
обучающимися своих прав и обязанностей по отношению к своей семье, школьному
коллективу, родному краю.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданингосударство».
Главное в программе «Мы-граждане России»- системный подход к формированию
гражданской позиции обучающегося, создание условий для формирования социальных
компетенций. При этом важно оптимально использовать потенциал учащихся с
умственной отсталостью , с учетом зоны ближайшего развития.
Цель: формирование духовно-нравственной личности в интересах Отчизны;
личности, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции родного края.
Задачи: 1. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью
представлений о культуре народа через познание культурных традиций.
2. Формирование законопослушного поведения обучающихся через изучение
законодательства.
3. Развитие гражданственности и чувства патриотизма через понимание роли
родного государства в мировой истории .
 

 Спортивно-оздоровительное направление

Программа "Школа здоровья"

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья » включает в себя знания, установки, личностные
ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. В
программе содержится материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим для их успешной
социальной адаптации. Подбор теоритических занятий на соответствующую тематику,
подвижные игры и практические задания способствуют формированию жизненных
компетенций воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной
отсталостью). Программа включает в себя, как теоретическую часть – изучение полезных
и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр и
практических занятий.
Основной целью программы является создание условий, способствующих принятию
здорового образа жизни как базовой ценности для обучающихся,воспитание потребности
вести здоровый образ жизни, расширении индивидуальных возможностей в социальной
адаптации.
 

 Общекультурное направление

Программа ""Уроки добра"

 Программа «Уроки добра» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная
деятельность» и разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года
№1599, приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года №1598.
Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает
формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям
присущи немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность,
агрессивность с разрушительными действиями, двигательная расторможенность.
Интеллектуальное снижение, ограниченный жизненный опыт затрудняют понимание и
оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому
развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются
«отрицательной социализации».
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям с умственной
отсталостью по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых
форм поведения является реализация рабочей программы по внеурочной деятельности
«Уроки добра».
 

 Социальное направление 

Программа "Семейный навигатор"

 Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна
проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком
комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Программа основана на постепенном и последовательном формировании у
воспитанников представлений обо всех сторонах семейной жизни.
Программа рассчитана на 5 лет. Сроки определяются календарным годом. Занятия
проводятся в 1-5-х классах 1 раз в неделю, всего 36 часов в год для каждого класса.
Темы занятий варьируются в зависимости от возраста обучающихся и степени
сложности материала.
Программа включает в себя 5 блоков:
1 блок - «Семья и ее значение»;
2 блок - «Семья и закон»;
3 блок - «Конфликты в семье и способы их разрешения»;
4 блок - «Здоровье семьи»;
5 блок - «Домашний труд в семье».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые
реализуются в течение всего периода реализации программы. Программа циклична,
учащийся осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в
более старшем – более основательно.

 

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью 6-9 классов.

 

Класс

Предмет

Аннотация 

  6 - 9 классы

Обязательная часть 

  Письмо и развитие речи  Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие
речи» разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
2. Адаптированной основной образовательной программы ГКОУ «Школыинтернат №71»;
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.-М.:
ВЛАДОС,2012.-Сб.1.
Цель- формирование коммуникативно-речевых и грамматико-орфографических
умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях
общения и решении практических задач.
  Чтение и развитие речи  Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение и
развитие речи» разработана на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего
образования;
2. Адаптированной основной образовательной программы ГКОУ
«Школы-интернат №71»;
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.-
М.: ВЛАДОС,2012.-Сб.1.
Цель- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и
понимание, осмысление и пересказ содержания художественных
произведений.
  Математика   Адаптированная рабочая программа по математике для VI-IХ классов
создана на основе:
 ФК государственного стандарта общего образования, адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования
ГКОУ «Школы_интернат №71»
Учебного плана ГКОУ «Школа-интернат VIIIвида №71».
 Программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 5-9 классы. (Сборник № 1), допущенных
Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва.
ВЛАДОС. 2012г. под ред. В.В. Воронковой.
 Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат № 71»
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку,
тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к
уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний
обучающихся, список литературы.
  Биология  Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы
VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В.
Воронковой («Биология» 6-9 классы), допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос» 2011г.).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта
образования и учебному плану школы.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида
включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы,
бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений,
доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой
и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе,
растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в
силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития
и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они
учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинноследственные зависимости.
  География  Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся 6-9 классах разработана на
основе ФК государственного стандарта общего образования, адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования ГКОУ « Школы-интернат
№71».Программы специальных (коррекционных) образовательных учереждений VIII вида: 5-9 кл./
Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. . Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат
№71»
Основной целью рабочей программы является создание комплекса условий для максимального
развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
  История Отечества  Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «История
Отечества» разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
2. Адаптированной основной образовательной программы ГКОУ «Школы-интернат
№71»;
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.-М.: ВЛАДОС,2012.-
Сб.1.
Цель – социализация подростка, формирование личностных качеств
гражданина, специально – трудовая адаптация ученика для жизни в обществе.
  Обществознание  Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание» разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
2. Адаптированной основной образовательной программы ГКОУ «Школыинтернат №71»;
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.-М.: ВЛАДОС,2012.-
Сб.1.
Цель— создание условий для социальной адаптации обучающихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для
безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих
гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
  Физическая культура  Программа создана на основе:
1. Учебного плана ГКОУ «Школа-интернат №71» на 2020-2021 учебный год.
2. Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №71».
Общая характеристика учебного предмета
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Гимнастика и акробатика», «Лёгкая
атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные и спортивные игры» и является продолжением
программы 1 — 4 классов, формируя у обучающегося целостное представление о физической
культуре, способность включиться в производительный труд.
Цели обучения
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающегося;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
- усвоение обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической
культуре.
  Профессионально-трудовое обучение  Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Швейное дело»
разработана на основе ФК государственного стандарта общего образования, адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования ГКОУ "Школы-интернат № 71",
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб./Под
ред.В.В.Воронковой - М.;Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - Сб.1
Цель
формирование на уроках швейного дела учебно-познавательных, социально-трудовых, социальнобытовых компетенций, которые будут способствовать развитию учебно-практической
самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при выполнении
трудовых заданий на базе школьных мастерских.
Реализация программы решает задачи:
 Создание условий для усвоения доступных технических и технологических знаний.
 Формирование познавательной мотивации.
 Исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, речи,
мелкой моторики рук.
 Воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, терпения),устойчивого
положительного отношения к труду.
 Развитие самоорганизации в труде.
 Коррекция развития у обучающихся обще-трудовых умений (ориентировки, планирования,
контроля).
 Обучение профессиональным приёмам швейного дела, привитие трудовых навыков.
 Формирование способности к коммуникации и организации взаимодействия.

 6 - 9 классы

Коррекционная подготовка и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

  Социально-бытовая ориентировка (СБО)  
  Логопедические занятия  Развитие речи обучающихся специальной (коррекционной) школы
с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства
умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный
темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным
нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Особенности речевого развития – один из основных признаков расстройства у обучающихся. При этом проявление речевых нарушений
очень многообразны по характеру и динамике. Как правило, это могут
быть:
- мутизм (отсутствие речи);
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто
отсроченные, воспроизводимые спустя некоторое время;
- отсутствие в речи обращений, несостоятельность в диалоге;
- трудности понимания вербальной информации;
- автономность речи;
- неправильное употребление личных местоимений;
- нарушение семантики, неологизмы;
- нарушение грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение просодических компонентов речи;
- прочее.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на
фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является разработка последовательной
поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются
стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до
старших классов специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями