9 ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ о Хартии «Цифровая этика детства»
1. Откуда появилась Хартия?
Хартия «Цифровая этика детства» создана в рамках Альянса по защите
детей в цифровой среде крупнейшими российскими ИТ- и
медиакомпаниями: билайн, холдинг «Газпром-Медиа», Лаборатория
Касперского, МегаФон, МТС, VK, Национальная Медиа Группа, Ростелеком
и Яндекс.
Одна из задач Альянса – развитие механизмов саморегулирования и
продвижение принципов социальной ответственности. Создание Хартии
стало первым значимым результатом деятельности Альянса в этой сфере.
Компании и организации рассматривают принятие на себя добровольных
обязательств по защите детей в Сети как ответ на общественный запрос.
Он исходит в первую очередь от детей и подростков, которые хотят
принимать активное участие в развитии Интернета в соответствии
со своими потребностями, интересами и ориентиром на безопасность.
2. Кто уже присоединился к Хартии?
Среди участников Хартии: компании – основатели Альянса, Сбер,
Российское общество «Знание», Российское движение школьников, Школа
«Сириус», Молодежный цифровой омбудсмен, АНО БО «Журавлик»,
Российская государственная детская библиотека, АНО «Центр изучения и
сетевого мониторинга молодежной среды», АНО «Центр компетенций по
глобальной ИТ-кооперации», Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования, а также Союзмультфильм,
Yappy и Skillbox.
3. О чем говорится в Хартии?
Хартия – этическая платформа и руководство к действию для организаций,
компаний и объединений, работающих с детьми.
Документ содержит ценностные ориентиры и правила поведения,
призванные объединить представителей общественности, государства,
профессионального сообщества и скоординировать их усилия по
обеспечению благоприятной и безопасной для детей цифровой среды.
В основе «цифровой этики детства» лежат пять основных принципов:
уважение ребенка как личности; совместная ответственность всех
участников за безопасность детей в цифровой среде; сохранение
конфиденциальности (защита персональных данных детей, личной и
семейной тайны); инклюзивный подход; сохранение в онлайнпространстве ценностных ориентиров.
4. Кто может стать участником Хартии?
Присоединение к Хартии добровольное.
Хартия ориентирована на максимально широкий круг российских и
иностранных участников, разделяющих ее ценности и готовых следовать
изложенным в ней принципам и правилам поведения.
2
Организации – участники Хартии должны разделять высокие этические
стандарты, заявленные в документе.
Участниками могут стать государственные, коммерческие и
некоммерческие организации, образовательные учреждения,
общественные и профессиональные объединения, институты и
специалисты, занимающиеся работой с детьми и/или обеспечением их
безопасности в цифровой среде, а также иные организации, имеющие
программы социальной ответственности.
Единственное ограничение: участниками Хартии не могут быть физические
лица (но могут стать объединения родителей, педагогов и т.д.).
5. Как присоединиться к Хартии?
Сообщить о своем желании присоединиться к Хартии через форму на сайте
Альянса и оставить контактные данные для обратной связи.
Распечатать и подписать от руки текст Меморандума о присоединении
к Хартии, который придет в ответном письме.
Направить на почту Альянса сканированную копию подписанного
Меморандума и сообщить данные контактного лица для последующего
взаимодействия.
Организации и объединения, подписавшие меморандум, попадают в Реестр
участников Хартии.
На сайте Альянса отображается визуализация Реестра – карта участников
Хартии, где будет видно их географическое распределение и то, в каких
регионах организации наиболее активно присоединяются к Хартии и
выполняют ее.
6. Как выполнять положения Хартии?
разместить символику акции на сайте и страницах организации
в социальных сетях;
присоединиться к акции #МояХартия (стартует 8 февраля 2022 г.),
итоги которой будут подведены на Ежегодной конференции Альянса;
ознакомить с положениями Хартии сначала ключевых сотрудников,
а затем – весь коллектив организации;
включить информацию о присоединении к Хартии в справку / презентацию
о своей организации;
делиться кейсами / примерами эффективного применения Хартии в своей
деятельности с Секретариатом Альянса (info@internetforkids.ru)
для формирования «белой книги» лучших практик;
продвигать Хартию и содействовать присоединению к ней новых
участников;
проводить тематические круглые столы, конференции и другие
мероприятия по проблематике Хартии на федеральном, региональном
уровне и в рамках своей организации для разных целевых аудиторий:
родителей, педагогов, специалистов, детей, а также ИТ-компаний и НКО;
популяризировать Хартию в федеральных и региональных СМИ,
в социальных сетях;
добросовестно выполнять положения Хартии в соответствии со своими
профильными компетенциями и спецификой деятельности.
3
7. Как правильно сообщить миру о том, что ваша организация
присоединилась к Хартии?
Анонсировать присоединение в СМИ с указанием сайта Альянса. Прессслужба Альянса может помочь с подготовкой текста сообщения, а также
двусторонней рассылкой.
Рассказать о присоединении в своих социальных сетях. Будем
признательны, если в этих публикациях будут содержаться ссылки
на релевантную страницу Альянса:
o vk.com/internetforkids_ru
o ok.ru/internetforkids.ru
o facebook.com/internetforkids.ru
o http://instagram.com/internetforkids_ru
o http://t.me/internetforkids_ru
8. Будет ли выполнение Хартии как-то контролироваться?
Хартия является документом «мягкого права», и ее выполнение
обеспечивается за счет механизмов саморегулирования
Альянс по защите детей в цифровой среде будет регулярно приглашать
участников Хартии на мероприятия, посвященные обмену «лучшими
практиками» и решениями, связанными с реализацией Хартии
Реестр участников Хартии является публичным и будет доступен широкой
аудитории на сайте Альянса
Участники могут быть исключены из Реестра, если будет нарушать
положения Хартии или вести деятельность, нарушающую законодательство
РФ в сфере защиты детей
9. Полезные контакты Альянса по защите детей в цифровой среде
Секретариат Альянса: info@internetforkids.ru
Пресс-служба Альянса: pr@internetforkids.ru
SMM (социальные сети) – указаны в п.7.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?